Всем привет! Это продолжение полюбившейся рубрики #ProСвет, в которой мы делимся с вами советами и техниками съёмки со студийным освещением. Предыдущие материалы преимущественно были посвящены работе с одним источником и одной насадкой, а сегодня я расскажу, как работать с двумя приборами. В качестве насадок будем использовать недавно представленные насадки Profoto OCF Softbox 1×4′ и Profoto OCF Softbox 3′ Octa.
Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Про систему Profoto OCF
Мы часто используем насадки системы OCF в наших видео и, вероятно, у многих назрел вопрос, почему система называется именно OCF, и почему мы её так часто используем. OCF расшифровывается как Off-Camera Flashes – это лёгкие и компактные насадки, которые не занимают много места при транспортировке, что как раз так необходимо нам на выездных съёмках, которые вы часто наблюдаете на нашем канале. К системе OCF относятся все аккумуляторные вспышки Profoto – это B10, B10+, B1X и B2, а также накамерные вспышки A1/A10 с адаптером OCF Adapter, о котором мы подробно рассказывали в отдельном материале.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
На текущий момент в системе числятся 5 софтбоксов различного размера и формы, две компактные складные портретные тарелки, шторки, цветные фильтры и соты с новой магнитной системой OCF II. К слову, об OCF II мы также подробно рассказывали в одном из наших видео.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Помимо прочего, есть складной снут и два рефлектора Zoom Reflector и OCF Magnum. Ну и, конечно же, никто не отменяет возможность использования вспышек с зонтами.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Анонс новых насадок Profoto OCF Softbox 1×4′ и Profoto OCF Softbox 3′ Octa стал очень ожидаемым, ведь этих размеров софтбоксов часто не хватало даже в наших съёмках. Принцип конструкции остался прежним. Для того чтобы собрать софтбокс и закрепить его на приборе потребуется кольцо OCF Speedring. Как и классические насадки RFi, положение насадок OCF на приборе можно регулировать, тем самым фокусируя или расфокусируя свет.
- © Илья Кайгородов / Photar.ru
- © Илья Кайгородов / Photar.ru
Также к новым софтбоксам дополнительно можно приобрести соты – к слову, сегодня мы их будем использовать совместно с Profoto OCF Softbox 1×4′ и покажем для чего они нужны и какой эффект дают. Итак, переходим к практике!
Практическая съёмка
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Для начала давайте разберёмся, как работают эти насадки по отдельности. Кстати, весьма рекомендую посмотреть наши предыдущие материалы, в которых мы рассказывали отдельно про работу со стрипбоксом и с октабоксом.
Всем начинающим фотографам я рекомендую сначала “замерять” количество постоянного света в локации, на которой ведётся съёмка. Делать это нужно для того, чтобы понимать, насколько постоянный и, чаще всего, неконтролируемый свет, будет влиять на светотеневой рисунок. Идеальным вариантом, то есть тем, в котором постоянный свет никак не вмешивается в картинку, будет та настройка, при которой вы получаете полностью чёрный кадр. Однако здесь стоит внести пояснение. Если вы снимаете, к примеру, на улице и для вас важно правильно проэкспонированное небо, то настройки нужно выставлять относительно него. Это же касается экспонирования других важных элементов к кадре. Если вы не планируете освещать эти объекты отдельно, но они должны быть видимы, вы должны подобрать подходящие настройки экспозиции. Чем больше естественного света на вашем основном объекте или модели, тем менее контрастного освещения на нём вы сможете достичь. Вот такой снимок я получил без использования дополнительного света.
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, модель достаточно тёмная, тем не менее на нее свет все еще попадает. Именно это не даст мне возможности получить контрастную тень на ней. Однако такой подход прекрасно подойдёт в тех случаях, когда вы хотите получить имитацию полностью естественного освещения на модели, а источник вашего дополнительного освещения не очень мощный. Теперь добавим студийную вспышку Profoto B10 Plus и OCF Softbox 3′ Octa, и оценим получившийся результат.
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Сейчас контраст на модели значительно возрос, однако сильных теней мы не наблюдаем. Подобный подход прекрасно подойдёт для съёмки нежных и романтичных портретов, а также для детской фотографии.
Следующим шагом я решил немного поработать с фоном и добиться его неоднородного освещения. Для этого и модель, и источник света я сдвинул ближе к стене и повернул насадку таким образом, чтобы она освещала фон только с одной стороны.
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Для того чтобы получить более выраженный эффект мне нужно было бы сильнее ограничить естественный свет путем коррекции параметров экспозиции, закрыв диафрагму.
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
При работе с более общими планами стоит внимательнее относиться к однородности освещения по модели, перепад яркости не должен быть сильно заметным. И здесь, помимо правильной работы со светом также важна используемая насадка. Чем она больше, тем равномернее свет. Однако также важна и ее форма – если вы работаете с большой, но плоской (неглубокой) насадкой, однородности будет добиться сложнее. В нашем случае насадка Profoto OCF Softbox 3′ Octa дала отличный результат, единственное, что потребовало небольшого вмешательства, это присутствие насадки в кадре.
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Немного скорректировав положение прибора, я смог убрать его из кадра.
Также, если вы присмотритесь, то заметите небольшое отличие в контрасте между снимками. Даже незначительное изменение положения способно повлиять на снимок, так что будьте внимательнее.
Теперь давайте сравним освещение от стрипбокса Profoto OCF Softbox 1×4′.
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, свет от стрипбокса кажется очень похожим на октобокс, но меньше освещает фон и даёт более выраженную тень. Отличие вышло не таким очевидным, так как естественного света в кадре стало больше и он попросту сильнее заполнил тени.
Для того чтобы сделать снимок контрастнее я рекомендую работать с сотовыми решётками. Но не стоит забывать, что соты очень сильно снижают интенсивность света и его приходится компенсировать мощностью или расстоянием до объекта. Для более заметного эффекта от сот я ограничил естественный свет, закрыв диафрагму и увеличив мощность вспышки.
Фото без вспышки:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Со вспышкой:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, разница велика.
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Мне захотелось сильнее акцентировать свет на модели, поэтому я немного изменил ракурс съёмки таким образом, чтобы стена уходила в перспективу, получая более выраженный перепад по освещению.
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Съёмка с двумя источниками
После того как вы увидели разницу контрастов и распределения света от двух разных насадок пришло время усложнить задачу — теперь переходим к съёмке с двумя источниками. В качестве рисующего света оставим стрипбокс OCF Softbox 1×4′ с сотами, а в качестве заполняющего будем использовать октобокс OCF Softbox 3′ Octa. Давайте сравним кадры снятые без заполняющего света и с заполняющим светом.
Без заполняющего света:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
С заполняющим светом:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Уверен, вы отлично видите разницу. Обе картинки выглядят объёмно, но вторая имеет более плавные переходы по свету. Кстати, использование заполняющего освещения даёт модели больше возможностей позировать, что влечёт большее разнообразие в ваши снимки.
А теперь давайте о самом интересном! Как правило, фотографы выставляют заполняющий свет либо по направлению от камеры, либо с той стороны, где находятся тени и выбирают такую его интенсивность, что она либо равна рисующему, либо даже его превосходит. Подобное сочетание приводит к полностью плоской и невыразительной картинке. В нашем же случае я, кроме того, что использовал небольшую интенсивность источника, он был сдвинут на сторону рисующего. Таким образом, просто как бы растушевав рисующий свет. Подобный подход часто приводит к более естественному восприятию света на объекте.
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
А вот так выглядит картинка при использовании стрипбокса без сот плюс октобокс:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Следующий сценарий работы нечасто удаётся встретить, но от этого он становится только ещё более интересным. Итак, в качестве рисующего света мы используем какой-то не очень широкий и достаточно контрастный источник света, причём освещаем им только одну сторону модели, и в нашем случае это стрипбокс OCF Softbox 1×4′ в горизонтальном положении. А второй источник с насадкой OCF Softbox 3′ Octa будет выполнять как роль моделирующего, так и немного заполняющего света. И расположен он будет напротив рисующего.
На изображении ниже вы видите только свет от стрипбокса:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
На следующих изображениях работают два источника стрип и октобокс:
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Согласитесь, что свет выглядит слегка необычно. Особенно такой подход даёт интересные результаты в съёмках одежды.
Рисующий и моделирующий свет
Ещё одна из часто используемых схем это работа с рисующим и моделирующим светом. И здесь есть одна достаточно тонкая грань, переход которой должен быть максимально осознанным. А именно интенсивность моделирующего света, она не должна быть сильнее рисующего источника. И говорю я именно об интенсивности, а не о мощности. Давайте по порядку разберём влияние каждого источника на снимок.
Только рисующий свет:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Рисующий и моделирующий свет:
Leica S3 + Macro-Summarit-S 120/2,5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, моделирующий свет создаёт аккуратный растушёванный рефлекс на руке и одежде модели. И смотрится это очень естественно. Если интенсивность будет выше, то уже будет происходить спор между этими источниками света, а в жизни подобное происходит разве что со сценическим светом. И это, в свою очередь, накладывает некие ограничения на работу с таким приёмом.
Заключение
Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
В заключение хочу отметить, что работа с двумя приборами позволяет вам более аккуратно и интересно настроить свет в сцене. И тогда перед вами открываются новые возможности для реализации творческих задач. Однако всегда стоит внимательно относиться к смешению света и интенсивности одного в сравнении со вторым.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Радует, что компания Profoto активно развивает линейку OCF. Наконец-то в распоряжении фотографов, кто использует систему OCF, появились такие популярные насадки как стрипбокс OCF Softbox 1×4′ и октабокс OCF Softbox 3′ Octa. Напомню, что ранее были представлены новая серия OCF II с уникальным магнитным креплением для сот и цветных фильтров, а также OCF Adapter для накамерных вспышек Profoto A1/A10. Обо всех этих насадках вы можете посмотреть в предыдущих выпусках рубрики #ProСвет.
Надеюсь, материал оказался полезным! Если это так, то подписывайтесь на наши обновления, задавайте вопросы в комментариях и делитесь своими работами, сделанными по нашим урокам! Всем пока!=)
Галерея фотографий, снятых с насадками Profoto OCF Softbox 1×4′ и OCF Softbox 3′ Octa
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
- Leica S3 + Summarit-S 35/2.5. Параметры: 1/125, f/13, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru
Источник: photar.ru